Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователей и 11 гостей.
Яндекс.Метрика

Урок 5. IMPERATIVUS; ПРЕФИКСАЦИЯ; ГЛАГОЛЫ СЛОЖНЫЕ С ESSE

IMPERATĪVUS (ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ)

1. Категорическое приказание в латинском языке выражается формами повелительного наклонения (императива) и относится ко 2-му лицу ед. и мн. числа.
Форма императива 2-го лица ед. числа глаголов I, II и IV спряжений представляет собой чистую основу инфекта:
 
I спряжение: ornā! украшай
II спряжение: docē! учи!
IV спряжение: audī! слушай
 
У глаголов III спряжения к основе добавляется : teg-ĕ! покрывай!
Такую же форму императива во 2-м лице ед. числа имеют и глаголы III спряжения на -io: capĕ! бери!
Для образования формы императива 2-го лица мн. числа к основе инфекта присоединяется окончание -tĕ:
 
I спряжение: ornā-te! украшайте
II спряжение: docē-te! учите
III спряжение: capĭ-te! берите
IV спряжение: audī-te! слушайте
 
У глаголов правильного III спряжения окончание -tĕ во 2-м лице мн. числа присоединяется по общему правилу с помощью тематического (соединительного) гласного : teg-ĭ-te! покрывайте!

NB.
Imperatīvus sing. глаголов ducĕre вести, dicĕre говорить, facĕre делать и ferre нести оканчиваются на согласный: duc! веди!; dic! говори!; fac! делай!; fer! неси!
Imperatīvus pl.: duc-ĭ-te! ведите!; dic-ĭ-te! говорите!; facĭ-te! делайте!; fer-te! несите!


2. Для выражения запрещения в латинском языке употребляется аналитическая форма, состоящая из сочетаний слов noli (sing.), nolīte (pl.) (noli, императив от глагола nolle не желать — букв.: не желай!; nolīte — букв.: не желайте!) и инфинитив глагола:

 
  I спряжение II спряжение
Sing. noli ornāre! не украшай! noli docēre! не учи!
Pl. nolīte ornāre! не украшайте! nolīte docēre! не учите!
  III спряжение III спряжение на -io
Sing. noli tegĕre! не покрывай! noli capĕre! не бери!
Pl. nolīte tegĕre! не покрывайте! nolīte capĕre! не берите!
  IV спряжение  
Sing. noli audīre! не слушай!  
Pl. nolīte audīre! не слушайте!  

 

 

ПРЕФИКСАЦИЯ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

В латинском языке префиксы (приставки) играют большую роль в систему словообразования, главным образом глагольного, и несколько меньшую роль в системе именного словообразования. Префиксы, как и предлоги, по происхождению -- наречия, имеющие значение места, направления, совместности действия и пр. Одни и те же наречия употреблялись как для уточнения конкретного значения падежной формы (предлоги), так и для уточнения характера протекания действия (префиксы). Поэтому префиксы лексически совпадают (соотносятся) с предлогами.

Префиксы имеют следующие значения:
a- (ab-)   — удаление
ad- — приближение
con- — совместность действия
de- — отделение, движение сверху вниз
dis- (di-)* — разделение
e- (ex-) — движение изнутри
in- — движение вовнутрь или на поверхность
prae- — положение впереди
pro- — движение вперед
re- (red-)* — движение назад или повторяемость действия
trans- (tra-) — движение за какой-то предел, через что-л.
* Префиксы dis- (di-) и re- (red-) с предлогами не соотносятся.

Примеры глагольной префиксации:
 
dūco, duxi, ductum, ducĕre (3) вести
abdūco, duxi, ductum 3 уводить
addūco, duxi, ductum 3 приводить
condūco, duxi, ductum 3 сводить, собирать
dedūco, duxi, ductum 3 отводить, уводить; сводить вниз
didūco, duxi, ductum 3 разводить
edūco, duxi, ductum 3 выводить
indūco, duxi, ductum 3 вводить; наводить
prodūco, duxi, ductum 3 выводить вперед
redūco, duxi, ductum 3 вести назад, отводить
tradūco, duxi, ductum 3 переводить

pono, posui, posĭtum, ponĕre (3) класть, ставить, помещать
appōno (ad+pōno), posui, posĭtum 3 прикладывать, приставлять
compōno, posui, posĭtum 3 складывать вместе, составлять
depōno, posui, posĭtum 3 откладывать
dispōno, posui, posĭtum 3 располагать, размещать
expōno, posui, posĭtum 3 выкладывать, выставлять
impōno, posui, posĭtum 3 вкладывать, помещать
praepōno, posui, posĭtum 3 класть, ставить впереди; предпочитать
propōno, posui, posĭtum 3 класть вперед; предлагать
repōno, posui, posĭtum 3 откладывать, класть назад
transpōno, posui, posĭtum 3 перекладывать, перемещать
 

ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Конечные гласные префиксов ad-, con-, in- перед следующим согласным ассимилируются:
 
cedo идуaccēdo (< ad+cēdo) подхожу
pono кладуimpōno (< in+pōno) вкладываю
pono кладуcompōno (< con+pōno) складываю
 
2. Если в слове гласный первого слога краткий, то в префиксальной форме, когда слог становится срединным, этот гласный редуцируется:
 
а) в срединном открытом слоге в ĭ: căpio беру— concĭpio (< con+căpio) собираю
б) в срединном закрытом слоге в ĕ: conceptum (< con+căptum), супин от глагола concipio, concēpi, conceptum 3.

Примеры именной префиксации:
a-, ab-
 
avus, i m дед — abăvus, i m прапрадед
surdus, a, um глухой; бесчувственный — absurdus, a, um неблагозвучный, неприятный; нелепый, бессмысленный
 
con-
cor, cordis n сердце — concordia, ae f согласие
termĭnus, i m предел, граница — contermĭnus, a, um сопредельный, смежный, пограничный
 
dis-
cor, cordis n сердце — discordia, ae f раздор
sonus, i m звук — dissŏnus, a, um несозвучный, неблагозвучный
 
pro-
avus, i m дед — proăvus, i m предок
prae-**
judicium, ii n суд; суждение — praejudicium, ii n предварительное решение, суждение; предосуждение
matūrus, a, um спелый; зрелый — praematūrus, a, um преждевременный
in- в качестве именного префикса имеет отрицательное значение
amicus, i m друг — inimīcus, i m недруг
justus, a, um справедливый — injustus, a, um несправедливый

** Prae- и per- в роли префикса прилагательного усиливают качество предмета: clarus,a,um светлый, знаменитый — praeclārus,a,um очень светлый, весьма знаменитый; multus,a,um многочисленный permultus,a,um весьма многочисленный

Латинские префиксы в большинстве случаев имеют очень четкое значение, почти не допускающее полисемии (многозначности). Этим объясняется широкое употребление префиксов для образования новых слов в латинском языке. Латинские префиксы нередко используются в современных языках при создании научной и технической терминологии. Например: репродуктор, конференция, корреляция, ретрансляция и т.п.

 

 

ГЛАГОЛЫ СЛОЖНЫЕ С ESSE

От глагола sum, fui, —, esse быть с помощью префиксов образуется ряд очень употребительных производных глаголов:
absum, afui, —, abesse отсутствовать; отстоять
adsum, affui, —, adesse присутствовать; помогать
desum, defui, —, deesse недоставать, не хватать
intersum, interfui, —, interesse (+dat.) находиться среди чего-л., учавствовать в чем-л.
obsum, obfui, —, obesse (+dat.) вредить
praesum, praefui, —, praeesse (+dat.) быть впереди, стоять во главе кого-л., чего-л.
prosum, profui, —, prodesse помогать, быть полезным
supersum, superfui, —, superesse быть, оставаться в живых, в целости
 
Глаголы сложные с esse спрягаются как простой глагол esse. Ударение ставится по общим правилам латинского языка и потому может падать и на префикс.

 
ОБРАЗЦЫ СПРЯЖЕНИЯ ГЛАГОЛОВ, СЛОЖНЫХ С ESSE
Praesens indicativi

absum, afui, —, abesse отсутствовать

 
Лицо Singularis Pluralis
1. ab-sum я отсутствую ab-sŭmus мы отсутствуем
2. ab-es ты отсутствуешь ab-estis вы отсутствуете
3. ab-est он отсутствует ab-sunt они отсутствуют

prosum, profui, —, prodesse помогать
 
Лицо Singularis Pluralis
1. pro-sum я помогаю pro-sŭmus мы помогаем
2. prod-es ты помогаешь prod-estis вы помогаете
3. prod-est он помогает pro-sunt они помогают

Префикс pro- сохраняется перед формами глагола esse, начинающимися с согласного, и принимает вид prod- перед формами, начинающимися с гласного.

 
СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА POSSE

Глагол possum, potui, —, posse мочь в praes. ind. есть результат сложения форм глагола esse с корнем прилагательного pot-is могущественный (pot-sum > possum). Перед формами глагола esse, начинающимися с s- (sum, sumus, sunt), первая часть сложения в результате ассимиляции давала pos-, перед формами же, начинающимися на e- (es, est, estis), первая часть сложения оставалась без изменения: pot-.
 
Лицо Singularis Pluralis
1. pos-sum я могу pos-sŭmus мы можем
2. pot-es ты можешь pot-estis вы можете
3. pot-est он может pos-sunt они могут

 

 

ЛЕКСИЧЕСКИЙ МИНИМУМ

absum, afui, —, abesse отсутствовать
adsum, affui, —, adesse присутствовать; помогать
amīcus, i m друг
clarus,a,um ясный, светлый; знаменитый
discipŭlus, i m ученик
forum, i n площадь; рынок
latus,a,um широкий
liber, bri m книга
magister, tri m учитель
monstro 1 показывать
niger,nigra,nigrum черный
oppĭdum, i n город
optĭme очень хорошо, прекрасно
possum, potui, —, posse мочь, быть в состоянии
primus,a,um первый
publĭcus,a,um общественный
pulcher,chra,chrum красивый, прекрасный
respondeo, ndi, nsum 2 отвечать
salūto 1 приветствовать
salve! salvēte! здравствуй! здравствуйте!
schola, ae f школа
studium, ii n старание, усердие; занятие
varius,a,um пестрый; разный, разнообразный, различный
vester,vestra,vestrum ваш
via, ae f дорога, улица
video, vidi, visum 2 видеть
 

Вход в систему

Уроки латыни

Основа успеха в изучении латинского языка это усидчивость и систематичность. Р...

В латинском языке различают 2 главных способа словообразовани:

1) аффиксация (присо...

Латинские числительные делятся на четыре группы:

1. Количественные (numeralia cardi...

В латинском языке есть такие личные местоимения: ego (я), tu (ты), nos (мы), vos (вы). Для...