Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователей и 6 гостей.
Яндекс.Метрика
такому

Латинская культура Римской цивилизации

Культура римской цивилизации имеет 1000-летнюю историю. Значение этой культуры для развития современной цивилизации невозможно переоценить. Латинский язык, являющийся носителем данной культуры, повлиял на романскую группу языков. Еще два-три столетия назад он был языком науки, философии, медицины, религии юриспруденции, а также литературы множества народов Европы. Однако и сейчас значительное число медицинских, научных, юридических понятий - имеют латинское происхождение. Аналогичное значение имеют выдающиеся успехи римлян в строительстве, художественном искусстве, в правовой среде, сфере административного управления и форм организации жизни общества. Исследование истории античной, и самой римской, культуры помогает хорошо понять закономерности происхождения современных социальных и культурных феноменов, дает возможность более основательно подойти к изучению и пониманию сегодняшних социальных и культурных процессов. События и герои римской культуры и истории осмысливаются в связи с этим как культурные символы, помогающие глубже понимать современность.

Материальная и духовная культура эпохи Римской республики.

500 год до нашей эры. Рим начинает экспансию в Италии. В 474 году до нашей эры этрусков, от которых римская культура взяла очень много, были вытеснены римскими войсками из Кампании. 444 год до нашей эры стал годом введения военного трибунала консульской властью. А в 377 году до нашей эры вокруг Рима была построена стена для защиты от врагов, которые напомнили о себе восторгом и сожжением города.
Говоря о дальнейшем развитии римской культуры, нельзя не упомянуть о прокладке знаменитой Аппиевой дороги, которая началась в 312 году до нашей эры, акведук Аппия Клавдия т.д. Но остановимся на более "светских" вещах, и будет выделять культуру Рима эпохи республики от культуры предыдущих этапов развития.

Превращение Рима в большую средиземноморскую страну оказало влияние на идеологию римского общества. В правящих кругах римского общества приобретает широкое употребление греческий язык. Вместе с языком в Риме появляется греческая образованность, знание литературы Греции становится признаком благородства, создаются риторические школы, управляемые греками. Все более значительное воздействие оказывают на бытовую жизнь римской элиты эллинистические традиции. В то же время народные массы римского общества враждебно относились к иностранным нововведениям и традициям и оказывали им значительное сопротивление.

Влияние греческой культуры способствовало распространению грамотности в верхних слоях общества и общему культурному росту. Возле одного из самых выдающихся политических деятелей этого времени - Сципиона Эмилиана формируется кружок, в состав которого входят философы и писатели. Среди них заметное место отводится известному греческому историку Полибию а также Патению – греческому мыслителю. Оба они пропагандировали философию стоиков, применяя её к потребностям и запросам римского общества.

В 1-м веке до нашей эры можно наблюдать еще более значительное распространение эллинистического воздействия, причем в сфере философии и искусства такие веяния приобретаю доминирующий характер. Одновременно с этим в римском обществе протекает процесс творческого переосмысления этих идей. Именно в данный отрезок времени формируется латинская лирическая поэзия, происходит пик ораторского мастерства, создаются прозаические произведения, написанные классической латынью.

У греков римляне позаимствовали и научные достижения. Так, Цельс переосмыслил знания греческого врачебного искусства. Египетский астроном Сосиген произвел вычисления для осуществленной Цезарем реформы римского календаря. Однако в тоже самое время происходит развитие и чисто римской науки. Самым заметным ее представителем был Марк Теренций Варрон, написавший энциклопедию наук и выполнивший исследование римской бытовой и религиозной жизни, римского театра, латинского языка.

Старое римское право не претерпело коренных изменений, а лишь было уточнено и расширенное преторами, которые перед вступлением в должность в специальных эдиктах публиковали свою программу тех или иных юридических казусов. Значительное влияние на римское право имело законодательство провинций, с которыми постоянно контактировали римляне. Это приводило к упрощению ведения процессов и порядка договоров купли-продажи, займа, аренды и т.д. Были расширены права собственников на имущество, которое не было их собственностью в старом римском смысле, например, права римских граждан на захваченные провинциальные земли. Разрабатывалось понятие юридического лица. Такими юридическими лицами сначала были признаны муниципии, а позже и коллегии.

Острота политической борьбы отразилась и в записках Цезаря о галльской и гражданской войне. Повествование ведется от третьего лица для того, чтобы создать иллюзию наибольшей объективности. В действительности "Записи" написаны Цезарем с целью оправдать свои действия, украсить успехи и сгладить, где это возможно, неудачи. Современников и потомков захватывала суровая простота, краткость и вместе с тем выразительность стиля Цезаря, писавшего свои произведения в лагерях и походах. О своей политической программе и истинных намерениях Цезарь в этих произведениях умалчивает, придерживаясь официальных версий. Например, войну с Ариовистом он оправдывает просьбой жителей Галлии помочь им, начало гражданской войны - своим стремлением защитить народных трибунов.

Высокий экономический рост Римской империи стал причиной того, что её столица - Рим стала экономическим, культурным и политическим центром громадного государства. Это был гигантский многонациональный город, у людей, обитавших в нем, создавало впечатление, будто они являются жителями ойкумена - центра цивилизованного мира. И это утверждение недалеко от истины, поскольку именно в пределах Римской державы сложилась древняя цивилизация, которую называют античной культурой.
В I - II веках нашей эры большое количество городов в своем архитектурном стиле пытались последовать примеру столицы - Рима. Их украшали прекрасными храмами местных и общеимперских божеств, дворцами, базиликами, портиками для прогулок, а также общественными зданиями и строениями для развлечений - театрами, амфитеатрами, цирками. В амфитеатрах проходили представления - стравливание зверей, гладиаторские бои, казни на публике. В цирках происходили течения на запряженных четверками лошадей колесницах - квадригах. Амфитеатры же, кроме известного римского Колоссея (Колизея), который был сооружен в 80 году и вмещал до 50 тыс. зрителей, сохранились в Париже, Арле, Вороне, Капуи, Помпеях, Пули, Тобури, Тунисе и т.д. Все эти сооружения и здания украшались произведениями искусства - рельефами, статуями и т.д. В I - II веках. нашей эры городские улицы были вымощены камнем, имели подземную канализацию и гигантские водопроводы - акведуки. Центральные площади всех городов (эти площади назывались агорами на Востоке и форумами на Западе) были украшены многочисленными портиками, храмами и базиликами. На других площадях воздвигались триумфальные арки и конные статуи правителей.
Особой роскошью отличался сам Рим. Теперь он имел несколько форумов. К древнейшему форуму времен республики императоры присоединили еще ряд новых. Самым величественным был форум Траяна. Величественными сооружениями были и "Алтарь Мира", который был возведен во времена Августа, мавзолей Августа, огромный купольный храм "всем богам" - Пантеон, построенный сподвижником Августа Агриппой и перестроенный во времена правления Адриана. Диаметр купола Пантеона составляет 43,2 м. Особой роскошью отличается архитектурный ансамбль имперских дворцов на Палатинском холме.
В настоящее время во всех городах империи распространяется культ терм - общественных бань, в них находились бассейны с холодной и горячей водой для плавания, гимнастические залы, комнаты для отдыха. Особыми размерами отличались построенные в Риме термы Септимия Севера (на 2400 посетителей) и термы Каракаллы.
Старались не отставать от столицы и другие города Империи. Значительным размахом и роскошью отличались здания и сооружения крупных торговых центров. Даже их развалины, дошедшие до нашего времени, поражают своим величием и размерами. Можно заметить колоннады портиков сирийского города Пальмира, святилища Солнца в Баальбеке (Сирия) и т.д. Также в Империи велась активная прокладка дорог. Во II в. в государстве существовало 372 мощенных камнем дорог общей протяженностью около 80 тыс. км. Эти дороги, вроде современного шоссе, строились по прямой линии, по сторонам их были вырыты канавы для стекания воды, через реки и большие овраги строились мосты (некоторые из которых остались и используются и в наши времена). Наиболее известным из них является мост, построенный во времена императора Траяна через Дунай, этот мост построил Аполлодор из Дамаска. Через каждую тысячу шагов (тысячу шагов называли Милей) возводились каменные столбы с написанным на них расстоянием до ближайших городов, в Рим. В самом Риме на форуме возвели столб с золоченым концом, который считался отправной точкой всех дорог Римской империи. Отсюда и поговорка: "Все дороги ведут в Рим".

В то же время римляне построили замечательные (как с практической, так и с архитектурной стороны) порты в городах, имевшие выход к морю. Здесь сооружались каменные причалы, амбары для хранения грузов, гранитные набережные.
Кроме статуй и барельефов, здания и сооружения украшались другими произведениями малых архитектурных форм. Так, стены и полы святилищ, дворцов, базилик и даже имений крупных рабовладельцев были оформлены с использованием тонких мозаичных орнаментов. Мозаикой были выложены целые полотна. В северных районах жилища имели даже систему отопления. По трубопроводу из глины нагретый воздух циркулировал под полом и в полости стен, формируя в помещениях благоприятный микроклимат.

Образование в I - II веках нашей эры в Римской империи служило, в основном, для оформления интерьеров зданий и внешней отделки улиц городов. Так, стены, потолки и полы общественных зданий, императорских дворцов, домов знати украшались росписью и мозаикой. До настоящего времени на Палатинском холме сохранилась часть расписанных комнат Ливии - жены Октавиана Августа, а также росписи стен богатых домов в Помпеях и поместиях в Северной Африке (в Тунисе и Алжире). Судя по этим и другим росписям, римляне украшали дома орнаментами, в которых преобладали растительные элементы (листья и ветки разных растений, цветы), иногда выписывались пейзажи. Некоторые художники дополняли такие картины рамкой, изображавшей дверь или окно. Очень часто использовались сюжеты из греческой и римской мифологии, а также жанровые сцены - охота, сбор урожая, сбор налогов.
Большое развитие в I - II веках нашей эры получили образование и наука. В Риме и многих провинциальных центрах были организованы обучения для детей. Так, частные учителя или у себя дома, или в общественных местах, либо просто в садах собирали группы детей и за плату обучали их читать, писать и считать. Это происходило так: учитель произносил буквы и слова, а ученики повторяли их вслух, потом он на вощеных дощечке писал буквы и слова, а ученики списывали их. В подобных начальных школах учились дети от 7 до 12 лет. Следующим звеном образования была "грамматика", где курс обучения длился четыре года. Помещение таких школ украшались бюстами писателей и философов. Здесь ученики читали и изучали фрагменты из книг поэтов и писателей, решали письменные задачи. Греческая и латинская литературы изучались как отдельные предметы. Достигнув 36 лет, ученики переходили в школу "риторики", сопоставимую с современной высшей школой. Подобные школы пользовались большой популярностью, поскольку, несмотря на усиление императорской власти, в стране продолжало цениться искусство красноречия. Сами императоры предоставляли средства на содержание школ латинской и греческой риторики. "Риторы" - учителя красноречия были частыми гостями в имениях аристократии. Они учили своих слушателей искусству построения фраз, изысканности языка, организовывали соревнования слушателей, победителям, как правило, дарили книгу.
В Римской империи продолжали развиваться исторические центры научной мысли - собственно Рим, Александрия, Пергам, Родос, Афины, Карфаген, Массилия. В Александрии существовали Музеи и библиотека, в Афинах - знаменитые философские школы, созданные еще Платоном (Академия) а также Аристотелем (Ликейон). Важнейшими культурными городами оставались Пергам и Родос, куда съезжались дети римской знати завершать свое образование. А возле города Пергам возник крупный научно-медицинский центр - Асклепион.
Теперь собственно о научных достижениях. Во второй половине I в. Плиний Секунд написал большую "Естественную историю", которая была первой энциклопедией по физ. географии, ботанике, зоологии а также минералогии. В конце I - начале II в. известный римский историк Тацит в своих двух произведениях "Деяния Публия Валерия Агриколы" и "Германия" описал быт и общественное устройство племен Центральной Европы, которые продолжали сохранять свою независимость от Римской империи.

Во II в. высокого уровня развития достигла медицинская наука. Еще в период царствования императора Августа в Риме была организована школа для обучения врачей. Такие школы существовали и в Малой Азии. В конце II в. прославился врач Гален, проводивший исследования по изучению дыхания, а также функционирования спинного и головного мозга.

Наравне с естественными науками получили дальнейшее распространение астрономия и астрология, но здесь успехи были не такие большие, как в других областях знаний. Так, Клавдий Птолемей не стал придерживаться гелиоцентрической гипотезы Аристарха Самосского. Вместо нее он предложил доктрину, которая объявляла центром Солнечной системы Землю, а Солнце и прочие планеты обращались вокруг нее. Позже эта теория была перенята христианскими теологами и легла в основу средневекового миропонимания устройства Вселенной. Астрология была занесена в Рим из Месопотамии и была популярна во II и особенно в III веках.

Хотя говорят, что римлянам далеко до греков в области литературы, но все равно римская культура подарила миру не одного известного литератора, не один литературный шедевр. В I - II веках широкое распространение в Империи получила римская поэзия и проза. Среди состоятельных людей много было таких, в том числе и императоров, которые пробовали свои силы в литературе. Однако до нашего времени дошло мало произведений римских поэтов и прозаиков этих веков.
В эти времена процветала и историческая проза. Еще в эпоху Августа Тит Ливий написал "Историю Рима от основания города" в 142 книгах. Она отличается превосходным литературным стилем, искусным владением автором латинским языком. В это же время Николай Дамасский создал "Всемирную историю" в 144 томах. "Всемирная история" была написана и Помпеем Трога. Большим римским историком был и Публий Корнелий Тацит (54 - 120 г.г.).
Важнейшими произведениями Тацита были "История" и "Анналы". Обе работы посвящены истории империи от императора Тиберия до императора Домициана.

Главным философским центром в I - II веках оставались Афины. На первых этапах огромную популярность имели стоицизм и эпикурейство. Среди плебса популярностью пользовались бродячие философы - конники, которые часто выступали с резкой критикой представителей аристократии. Наиболее известным философом-стоиком во II в. был император Марк Аврелий Антонин (121 - 180 г.г.). Годы его правления знаменательны тем, что в настоящее время кризисные явления внутри империи становились все более ярко выраженными, высшие общественные классы отказывались что-либо менять для того, чтобы укоренить существовавший государственный строй. В стоической этике они видели определенные средства нравственного возрождения общества. В своих размышлениях "К самому себе" император провозглашал: "Единственное, что находится во власти человека, - это ее мысли ... Загляни в свое нутро. Там, внутри, находится источник добра, которое способно бить, не иссякая, если к нему постоянно докапываться ".

Естественной, явственно материалистической для своего времени философией античности в Риме было эпикурейство, которое значительно распространилось в последние годы Римской республики и в начале императорского правления. Основоположники этой философского течения, как, например, Тит Лукреций Кар (95 - 55 гг до нашей эры), поддерживали убеждение ранних представителей атомистического учения и защищали основные принципы атомизма. Они говорили о вечности материи как таковой. С непобедимостью и неразрушимостью материи, то есть с ее бесконечностью во времени, они связывали и бесконечность материи в пространстве. Атомам, согласно Лукрецию, свойственно движение. Лукреций пытался объяснить отклонения от прямолинейного движения атомов. Вместе с величиной и формой атомов, движение, по мнению философа, является причиной пестроты и разнообразия вещей в мире. Душу Лукреций считал материальной - специфическим сочетанием воздуха и теплоты. Душа протекает сквозь все тело и соткана из тончайших и самых крохотных атомов.

Эпикурейство жило в римском обществе довольно долго. Однако когда в 313 г. христианство стало официальной религией государства, стартовала упорная и непримиримая битва против эпикурейства и против идей Лукреция Кара, что в итоге привело к плавному упадку этой философии.

В конце II - начале III в. появилось много своеобразных мифических романов. Это были повести о влюбленных, счастье которых подвергалось тяжелых испытаний - они переживали разлуку, заключения и продажу в рабство, получали ложные известия о смерти, но в итоге счастливо женились. По таким типичным сюжетам написаны романы "Дафния и Хлоя" Лонга, "Ефиопика" Гелиодора т.д.

Кризис III века отразился не только на состоянии экономической и политической жизни империи, но и на ее идеологии. Старые идеи и представления отошли в прошлое, уступая место новым. Все эти события знаменовали собой значительный культурный упадок. В научной сфере, сфере литературы и искусства в III в. не было создано ничего особенно значительного, и только одна область культуры была исключением - право, которое интенсивно разрабатывалось префектами претория (Папиниана, Ульпиана и другими известными юристами). Именно в эти годы система римского права была поставлена в соответствие с потребностями мировой державы. Теперь римское право концентрировало фрагменты правовых норм, которые действовали в провинциях.

Битва религиозных и философских течений, которая велась в III веке, показала, что мыслители искали причины снижения уровня жизни населения, непрерывных войн и обострения социальных противоречий. Они задумывались над тем, как выйти из этого тяжелого положения. Лишь философия и религия могли дать ответы на эти вопросы. Но как бы то ни было, о чем бы ни думали философы, общая ситуация в стране повлияла и на них: религиозно-философские течения получили пессимистично-упадочный характер.

Познание материального мира отошло в прошлое: философы теперь думали в основном о мире потустороннем, о силах, управляющих человечеством, о Боге, демонах, о свободе и несвободе, о грехе и очищении. Познание мира отошло на второй план. Наука находилась в упадке, ее заменили скептические утверждения о том, что мир человеком не может быть познан, а Секст Эмпирик с другими представителями школы философов-скептиков даже утверждали, что мир не существует вне представления человека, реальная жизнь - это лишь плод чувственного восприятия. Все большую роль, как и во времена правления Августа, продолжала играть идея "золотого века", который, якобы, должен прийти вместе с появлением "хорошего императора" на политической арене. Именно для укрепления этой идеи, Септимий Север с размахом отпраздновал "столетние игры", вроде тех праздников, которые устраивали Август и Клавдий. Как это не раз повторялось позднее в жизни других народов, чем тяжелее становилась жизнь и чем короче были правления императоров, тем настойчивее требовали правители от своих подданных признания "золотым веком" время своего правления. На медалях, которые выдавались легионерам, была надпись: "Мы видим золотой век". Упоминание о "золотом веке" содержалось и в речах императоров, и в речах риторов.

Наиболее примечательным в этом отношении является, пожалуй, религиозно-философский роман известного софиста Филострата, который рассказывает о мудреце и чудотворце I века нашей эры. Филострат изображает в романе новый идеал. Главный герой произведения является прекрасным образцом античной мудрости и добродетели. Эти качества он приобрел за годы праведной жизни, следуя заветам Пифагора, и в общении с философами Эфиопии и Индии. Но герой не замыкается в себе, а ставит свою мудрость на службу обществу: он учит граждан, реформирует и восстанавливает религиозные обряды, останавливает мятежи, разоблачает взяточников, изгоняет бесов, дает советы императору. В своем романе Филострат устами главного героя Аполлония сформулировал свою программу монархии, которая основывалась бы на городской автономии, свободе мысли и мирной политике. Все это выражается в активной борьбе Аполлония против тирана Домициана.

Образ Аполлония, а именно его беззаветное служение обществу, близкий к идеалу мудреца в учениях философов-стоиков и киников. Они выступали за общее гармоническое единство мира. Стоики считали разум высшим началом, которое диктует неизбежное подчинение законам природы, выполнение своего долга. Аполлоний же, исходя из положений неопифагорейцев и платоников, учил, что выше разума есть некоторое идеальное начало - абсолют. Его нельзя познать умом, к нему нужно стремиться, поскольку только в соединении с ним появляется высшая цель в жизни.

С каждым годом идеологическая борьба все нарастала. В среде аристократии из западных провинций процветал культ Антонинов - идеальных правителей, которые, якобы, появятся и устроят мир без солдат, без варваров, без тиранов и передадут всю власть сенату. Среди них появились пророки, которые предвещали пришествие подобного сенатского "мессии". Очень часто он представлялся в образе Геракла - доброго царя, укротителя черни. Такого Геракла почитали правители Галльской империи - император Проб, который устанавливал дружеские отношения с западной знатью, а также император Максимиан, который подавил восстание багаудив.

Аристократия восточных провинций уважала солнечные культы. В образе Солнца имели в виду единого верховного Бога, который был защитником императора на земле и на небе.

В армии и в военных кругах почитали Юпитера - бога римской славы и могущества. В среде плебса и солдат не могли прижиться сложные религиозно-философские культы, а потому среди них была распространена примитивная магия и вера в демонов. Лишь культ спасителя Митры, который давал ответ на вопрос, что такое зло и как от него избавиться, а также христианство приобрели здесь значительное распространение.

Рост территории Римского государства, развитие рабовладельческих отношений, острая политическая борьба отразились на культуре римского общества эпохи республики. Огромные размеры Римской державы требовали централизации управления, что не соответствовало древним республиканским формам управления города-государства. В результате длительной борьбы, глубоких социальных потрясений эпохи гражданских войн сложилась новая политическая форма - военная диктатура императора.

Любой промежуток времени в истории мировой культуры ценен по-своему. Однако совсем не случайно важнейшая роль отводится античной культуре. Литература, искусство, драматургия, философия античного периода являются начальной точкой в становлении всей более поздней культуры. Искусство античного мира произвело настоящее открытие человека, превратило его в меру всех вещей, узнал ее как прекрасный и совершенный феномен природы.
Античное искусство во многом осталось непревзойденным и недосягаемым даже сегодня.

5.jpg

Вход в систему

Уроки латыни

Основа успеха в изучении латинского языка это усидчивость и систематичность. Р...

В латинском языке различают 2 главных способа словообразовани:

1) аффиксация (присо...

Латинские числительные делятся на четыре группы:

1. Количественные (numeralia cardi...

В латинском языке есть такие личные местоимения: ego (я), tu (ты), nos (мы), vos (вы). Для...